Структура и функционирование деятельности учения
Страница 2

В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит саму способность учиться, которая возникла на определенном этапе развития общества.

Учение является деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. В этом случае знания, на овладение которыми направлено учение, являются мотивом к познавательной деятельности и одновременно – целью деятельности учения. Если человек учится ради удовлетворения какой-либо другой потребности, то учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями служит в этом случае лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реализующим другую деятельность.

Учение независимо от потребности – специфической для него или нет – реализуется действием или цепью действий. Одна и та же деятельность реализуется при помощи различных действий, как и одно и то же действие реализует разные деятельности. Таким образом, действие имеет относительную самостоятельность.

Выполнение учебной деятельности имеет целью усвоение социального опыта и этим отличается от других видов ведущей деятельности. Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как на субъект в плане совершенствования, развития, формирования его личности с помощью целенаправленного присвоения общественного опыта в процессе теоретической и практической деятельности.

Деятельность учения своеобразна тем, что не пополняет богатства общества. Также она своеобразна своей потребностью – учение направлено на удовлетворение познавательной потребности.

Учебная деятельность носит общественный характер, так как по содержанию направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, а также общественно значима и общественно оцениваема, соответствует общественно выработанным формам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью. Деятельность учения

– это самоизменение и саморазвитие человека. Предмет деятельности учения

исходный образ мира

– в ходе познавательных действий корректируется, обогащается и уточняется. Психологическое содержание

– это усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе которых происходит развитие ученика.

Структура деятельности учения состоит из основных компонентов: мотивации, учебных задач, заданных в различной форме в определенных ситуациях, учебных действий, контроля, переходящего в самоконтроль, оценки, переходящей в самооценку.

Мотивация является первым обязательным компонентом деятельности учения и бывает внешней или внутренней. Мотивация всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности. При этом эффективность учебного процесса напрямую связана с тем, какие мотивы образуют смысл для обучающихся.

Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. К внешним мотивам относятся награда, наказание, требование, угроза, материальная выгода, давление группы и т. п. К внутренним мотивам относятся те, которые побуждают к учению как к своей цели, – интерес к знаниям, стремление повысить профессиональный и культурный уровень, потребность в новой информации.

Целью учебной деятельности является получение знаний. Для ученика учение может отвечать познавательной потребности, которая выступает мотивом учения, двигателем учебной деятельности, а может служить и средством достижения других целей. В таком случае мотивом, позволяющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.

Деятельность учеников внешне схожа, а внутренне – различна, потому что определена разными мотивами. Когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности, характер учебных мотивов является решающим.

Учебная задача является вторым по счету, но главным по сути компонентом учебной деятельности. Она предлагается ученику в виде определенного учебного задания с существенной для решения и результата формулировкой или в виде определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен учебный процесс.

С. Л. Рубинштейн

соотносил понятие задачи с понятием действия, считал, что произвольное действие человека – это осуществление цели, и прежде чем действовать, необходимо осознать цель, для которой действие предпринимается. При этом недостаточно одного осознания цели, чтобы ее достичь, необходимо учесть условия, в которых должно совершиться действие. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное действие человека – это более или менее сознательное решение задачи.

Учебной задачей является определенное учебное задание, которое имеет четкую цель. А. Н. Леонтьев

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Вверх по лесенке
Лёнькина философия: «Мама выше меня. Заряна выше мамы. Папа выше Заряны. Мы как ступеньки». Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют, периоды. Исследова ...

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...