Структура и функционирование деятельности ученияКниги педагогам / Педагогическая психология / Структура, функционирование и условия развития деятельности учения
и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза / Структура и функционирование деятельности ученияСтраница 2
В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит саму способность учиться, которая возникла на определенном этапе развития общества.
Учение является деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. В этом случае знания, на овладение которыми направлено учение, являются мотивом к познавательной деятельности и одновременно – целью деятельности учения. Если человек учится ради удовлетворения какой-либо другой потребности, то учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями служит в этом случае лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реализующим другую деятельность.
Учение независимо от потребности – специфической для него или нет – реализуется действием или цепью действий. Одна и та же деятельность реализуется при помощи различных действий, как и одно и то же действие реализует разные деятельности. Таким образом, действие имеет относительную самостоятельность.
Выполнение учебной деятельности имеет целью усвоение социального опыта и этим отличается от других видов ведущей деятельности. Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как на субъект в плане совершенствования, развития, формирования его личности с помощью целенаправленного присвоения общественного опыта в процессе теоретической и практической деятельности.
Деятельность учения своеобразна тем, что не пополняет богатства общества. Также она своеобразна своей потребностью – учение направлено на удовлетворение познавательной потребности.
Учебная деятельность носит общественный характер, так как по содержанию направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, а также общественно значима и общественно оцениваема, соответствует общественно выработанным формам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью. Деятельность учения
– это самоизменение и саморазвитие человека. Предмет деятельности учения
– исходный образ мира
– в ходе познавательных действий корректируется, обогащается и уточняется. Психологическое содержание
– это усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе которых происходит развитие ученика.
Структура деятельности учения состоит из основных компонентов: мотивации, учебных задач, заданных в различной форме в определенных ситуациях, учебных действий, контроля, переходящего в самоконтроль, оценки, переходящей в самооценку.
Мотивация является первым обязательным компонентом деятельности учения и бывает внешней или внутренней. Мотивация всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности. При этом эффективность учебного процесса напрямую связана с тем, какие мотивы образуют смысл для обучающихся.
Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. К внешним мотивам относятся награда, наказание, требование, угроза, материальная выгода, давление группы и т. п. К внутренним мотивам относятся те, которые побуждают к учению как к своей цели, – интерес к знаниям, стремление повысить профессиональный и культурный уровень, потребность в новой информации.
Целью учебной деятельности является получение знаний. Для ученика учение может отвечать познавательной потребности, которая выступает мотивом учения, двигателем учебной деятельности, а может служить и средством достижения других целей. В таком случае мотивом, позволяющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.
Деятельность учеников внешне схожа, а внутренне – различна, потому что определена разными мотивами. Когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности, характер учебных мотивов является решающим.
Учебная задача является вторым по счету, но главным по сути компонентом учебной деятельности. Она предлагается ученику в виде определенного учебного задания с существенной для решения и результата формулировкой или в виде определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен учебный процесс.
С. Л. Рубинштейн
соотносил понятие задачи с понятием действия, считал, что произвольное действие человека – это осуществление цели, и прежде чем действовать, необходимо осознать цель, для которой действие предпринимается. При этом недостаточно одного осознания цели, чтобы ее достичь, необходимо учесть условия, в которых должно совершиться действие. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное действие человека – это более или менее сознательное решение задачи.
Учебной задачей является определенное учебное задание, которое имеет четкую цель. А. Н. Леонтьев
Смотрите также
Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о
жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей
Как любить ребенка? • Как научить ег ...
Вверх по лесенке
Лёнькина философия:
«Мама выше меня. Заряна выше мамы.
Папа выше Заряны. Мы как ступеньки».
Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют,
периоды. Исследова ...
Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?
Как выглядит Бог и нужно ли его бояться? «Бог – это дед Мороз»… Защити нас
от Лукавого… Секты – опасные сети для нас и наших детей • Как родители хотели спасти
сына от российской армии, а потеряли ...