Структура и функционирование деятельности ученияКниги педагогам / Педагогическая психология / Структура, функционирование и условия развития деятельности учения
и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза / Структура и функционирование деятельности ученияСтраница 1
Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.
Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект.
Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой учебной деятельности, с другой – ее результатом – сформированным мотивом. Учебная деятельность рассматривается при этом с точки зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.
Второй аспект, который характеризует учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов.
Предмет изменений в учебной деятельности – это сам человек, осуществляющий эту деятельность.
Процесс учения характеризуется как целостная система и реальный процесс решения задач, стоящих перед субъектом этой деятельности.
В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия и структура.
Предмет (или содержание)
учебной деятельности включает в себя усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам ученик.
Средствами учебной деятельности являются:
1) интеллектуальные мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.;
2) языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание;
3) фоновые исходные знания.
Способы учебной деятельности бывают репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными, с помощью перехода от внешних предметных действий к внутренним умственным.
Продуктом учебной деятельности являются структурированные знания, умение решать научные и профессиональные задачи, такие внутренние новообразования, как формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.
Результатом учебной деятельности может быть потребность продолжать учение, интерес к нему, получение удовлетворения от своей деятельности или, наоборот, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из учебного заведения.
Внешняя структура учебной деятельности включает в себя:
1) учебную мотивацию;
2) учебную ситуацию, которая включает в себя учебную задачу и ее решение с помощью учебных действий;
3) контроль педагога;
4) оценку педагога;
Учебные задачи включают в себя:
1) цель и требования задачи;
2) исходные условия предмета задачи: отношения между объектами;
3) модель требуемого состояния предмета задачи;
4) оператор задачи, т. е. совокупность действий, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.
Действия и операции:
1) общие – логические приемы и психологические умения; специфические – предметные действия;
2) действия целеполагания;
3) действия программирования;
4) действия планирования;
5) исполнительные действия: вербальные, материальные и практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие;
6) действия контроля (самоконтроля);
7) действия оценки (самооценки);
Статическая модель учения включает в себя:
1) систему мотивов – установки, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение;
2) систему целей – овладение знаниями, умениями, видами деятельности;
3) процесс – конкретные виды деятельности;
4) условия и средства: субъективные – обученность, здоровье, уровень интеллектуально-психического развития; объективные – источники информации, педагог, технические средства обучения;
5) результат – развитие, воспитание, образование.
Функциональная модель учения включает в себя систему мотивов, условия и средства, принятие требований педагога, постановку целей учения, выбор значимых условий, разработку программы ориентировочных, исполнительных и контрольных действий, реализацию программы, контроль результатов действий, принятие норм и критериев оценки, оценивание результатов учебных действий, принятие решения о коррекции.
В учебной деятельности объединяются не только ее познавательные функции, такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, но и потребности, воля, мотивы и эмоции.
Учебная деятельность характеризуется тем, что она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. В учебной деятельности осваиваются общие способы действий и научные понятия, общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному. Учебная деятельность приводит к изменениям в самом обучающемся. В зависимости от результатов собственных действий происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося.
Смотрите также
Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о
жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей
Как любить ребенка? • Как научить ег ...
Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...
Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости
седин Мы созданы. А что мы создадим?
Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...