Дошкольное детство. Игра как ведущая деятельностьКниги педагогам / Педагогическая психология / Структура, функционирование и условия развития деятельности учения
и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза / Дошкольное детство. Игра как ведущая деятельностьСтраница 1
Период дошкольного детства – возраст от трех до семи лет. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия возникает ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.
Творческая игра
– это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей. Они в обобщенной форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок выбирает и исполняет определенную роль, при этом имея соответствующий образ, например папы, водителя, пирата, и соответственно – образцы его действий. Важен образный план игры, так как без него игра не может существовать. Жизнь в игре протекает в форме представлений, но она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
Игра с сюжетом проявляется из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослыми, он начал осознавать, что действует сам и действует как взрослый. Он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не осознавал, не замечал этого, смотрел на предмет через взрослого.
В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.
Кроме необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры необходимо коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. К трем годам ребенок становится более самостоятельным, поэтому его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. Игра социальна по содержанию и происхождению, она не может развиваться без полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает благодаря взрослым. Также ребенку нужны различные игрушки, не имеющие четкой функции, которые он мог бы использовать в качестве заместителей других.
В игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует соответственно. Обязательным условием игры является яркое интенсивное переживание. Ребенок в своих игровых действиях воспроизводит образ, который у него вызвал сильный эмоциональный отклик.
Свое начало сюжетно-ролевая игра берет в режиссерской и образно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра считается окончательно развитой к середине дошкольного возраста. Немного позже из нее уже можно выделить игру с правилами. Появление новых видов игры не отменяет уже знакомых, которые сохраняются и улучшаются.
Ребенок осуществляет человеческие роли и взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. У детей игрушки как идеальные партнеры наделяются своей ролью. Роль является не столь важной в играх с правилами, главное здесь – выполнение правил игры. В большинстве игр проявляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш.
Игра как деятельность развивается, происходит становление ее отдельных компонентов. В каждой игре есть свои игровые условия
– это участвующие в ней дети, куклы, а также другие игрушки и предметы. Их подбор и сочетание существенно изменяет деятельность игры в младшем дошкольном возрасте, так как игра в это время состоит в основном из однообразных повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. При этом образ исчезает из представления ребенка вместе с изменением игровых условий.
Сюжет
– это та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала игры связаны с семейными проблемами, затем по мере освоения новых областей жизни ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т. п. Более разнообразными становятся и формы игры, игра на один и тот же сюжет становится более длительной и устойчивой. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, тогда как в три-четыре года ребенок может посвятить ей только 10–15 минут.
Содержание игры составляют воспроизводимые ребенком моменты в деятельности и отношениях взрослых.
Вследствие этого игра видоизменяется и к концу дошкольного возраста достигает очень высокого уровня развития. Роли непосредственно содержат сюжет и содержание игры. Во время периода дошкольного детства развитие роли, правил игры, игровых действий осуществляется по следующим направлениям: от игр, где система действий развернута и роли скрыты, – к играм, где система действий свернута и роли ясно выражены. У дошкольников более старшего возраста ролевая игра сливается с играми по правилам.
Смотрите также
Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими,
каковы они в действительности.
Джордж Бернард Шоу
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...
Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру:
— А инструкция была? — спрашивает.
— Нет, не была. Она ещё не приходила.
Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши
«идеальные ...
Заключение
Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что именно мы скрываем от
себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор,
или не считая нужным вообще иска ...