Младший школьный возраст
Страница 2

5) мотивация избегания неудачи – вторая тенденция мотивации достижения. Данная мотивационная тенденция развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие отметки, а мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу, сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность;

6) компенсаторная мотивация возникает у неуспевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в других областях – занятиях спортом, музыкой, рисованием, заботе о младших членах семьи и т. п. Если потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-либо другой деятельностной сфере, то низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка. Второй компонент учебной деятельности – это учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебная задача отличается от отдельных заданий. Дети, решая большое количество конкретных задач, стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное открытие и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают. Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы развивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П. Я. Гальперина.

Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме под контролем учителя. Научившись делать это безошибочно, он переходит к проговариванию и затем на этапе сокращения состава операций быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертым компонентом учебной деятельности является контроль. Первоначально учебную работу обучающихся контролирует учитель, но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому под руководством учителя, а также самостоятельно, стихийно. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная задача педагога. Причем недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верному или неверному), ребенку необходим пооперационный контроль – за правильностью и полнотой выполнения операций, т. е. за процессом учебной деятельности. Ученик научается контролировать процесс своей работы, и это способствует формированию такой психической функции, как внимание. Последним этапом контроля является оценка. Ее можно считать также пятым компонентом структуры учебной деятельности. Контролируя свою работу, ребенок должен научиться адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки – насколько качественно и правильно выполнено задание. Необходимо оценивать свои действия – освоен способ решения задач или нет, и какие операции еще не освоены, не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников, но и первая задача тоже является нелегкой в этом возрасте, так как, приходя в школу, они имеют, как правило, несколько завышенную самооценку.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их п ...

ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
Дидактика  (от греч. didaktikos  – поучающий, относящийся к обучению) – теория обучения и образования, отрасль педагогики, изучающая процесс обучения и его составляющие. Дидактика раскр ...

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...