Развитие познавательной сферы и интеллекта
Страница 3

2) дооперациональный период, который характеризуется обратимостью только сенсомоторных действий;

3) конкретные операции; в это время логические операции становятся продуктом координации действий соединения, разъединения, упорядочивания и установления соответствий, которые обрели форму обратимых систем;

4) пропозициональные, или формальные, операции; на этой стадии у ребенка формируется логика взрослого.

В трудах Ж. Пиаже можно проследить, как при переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и к самому себе происходит развитие интеллекта.

Таким образом, теория Ж. Пиаже рассматривает развитие интеллекта ребенка как неизменные и непрерывные последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей, а также подготавливает последующую стадию.

Концепция развития Валлона

рассматривает этапы психической эволюции в виде прерывистой последовательности реорганизаций. Таким образом, в нужный момент появляется или подавляется какая-нибудь функция. Поэтому автор считает, что необходимо изучать конфликты и противоречия в ходе развития ребенка. А. Валлон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, при этом эмоции появляются в психической жизни ребенка раньше всего остального. Эмоции имеют чрезвычайно важное значение в психическом развитии ребенка, с помощью их происходит общение ребенка в социуме. Хотя А. Валлон не признает единого ритма развития для всех детей, но все же выделяет периоды, каждый из которых характеризуется своими признаками, обусловливающими взаимодействие ребенка с окружающими его людьми.

Согласно теории А. Валлона последовательные стадии детства:

1) от рождения до шести месяцев длится рефлексивная стадия, когда рефлексы возникают автоматически. Вслед за этим появляются условные рефлексы;

2) эмоциональная стадия (с шести до десяти месяцев) – характеризуется накоплением репертуара эмоций, таких как радость, отвращение, страх, гнев, позволяющих ребенку устанавливать контакты с людьми, влиять на их поведение. Эмоции непосредственно взаимосвязаны с движениями. У маленького ребенка движения тела свидетельствуют о психической жизни, являются внешним выражением эмоций. Первые контакты ребенка с окружающей его средой имеют эмоциональный аффективный характер, ребенок полностью погружен в свои эмоции, и поэтому он сливается с соответствующими ситуациями, вызывающими эти реакции. В это время ребенок не отличает себя от других людей;

3) начало практического мышления (с десяти до четырнадцати месяцев) – ребенок начинает узнавать звуки, слова, жесты, выражать свои желания жестами, словами;

4) проективная стадия (с четырнадцати месяцев до трех лет) – происходит развитие независимости ребенка, связанное с овладением ходьбой и речью. Ребенок способен исследовать и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Происходит переход от действия к мысли, что реализуется с помощью подражания. Подражание по образцу действий других людей, а также действия по социальной модели усваивается, ассимилируется человеком и показывает связь социума и психики ребенка. В этот период для ребенка важно, чтобы родители его понимали и дополняли его реакции. Человеческий ребенок

– это существо социально-генетическое, социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное выступает как абсолютная необходимость. Подход Валлона отличается от концепции З. Фрейда,

который утверждал, что социального в природе человека нет, и от социологической концепции Э. Дюркгейма,

который считал, что в человеке все социально, биология исключается полностью. Развитие психических характеристик происходит посредством движения и эмоций;

5) персоналистская стадия (с трех до шести лет) включает в себя три периода:

а) период противопоставления (в три года) – ребенок начинает испытывать потребность отвоевывать свою самостоятельность, процесс утверждения которой приводит ко многим конфликтам: ребенок противопоставляет себя другим, самоутверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, родителей, проявляет негативизм, непослушание. Этот кризис необходим в развитии ребенка. По мнению А. Валлона, именно с этого момента у ребенка появляется осознание своей собственной внутренней жизни. Одновременно с этим в когнитивном плане ребенок приобретает способность различать предметы по форме, размерам, цвету;

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Сколько жизней и детств на свете?
Почему комиксы? Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни? О том, что такое жизнь по-российски Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей Влияние литературной традиции на воспит ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...

ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
Дидактика  (от греч. didaktikos  – поучающий, относящийся к обучению) – теория обучения и образования, отрасль педагогики, изучающая процесс обучения и его составляющие. Дидактика раскр ...