Развитие личностиКниги педагогам / Педагогическая психология / Характеристика и сравнительные особенности познавательных процессов
и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания / Развитие личностиСтраница 4
Э. Эриксоном было введено понятие групповой идентичности, формирующейся с первых дней жизни. Групповая идентичность означает ориентацию ребенка на включение в определенную социальную группу, он начинает воспринимать мир, как эта группа. У человека вырабатывается устойчивое ощущение «Эго», которое делает поведение осознанным процессом. При изучении фиксированных периодов развития ребенка Эриксон при достаточном внимании к сексуальным и биологическим основам формирования личности более существенной считал социокультурную «Эго-ориентацию». Вся жизнь – путь развития «Эго», на котором можно обособить восемь эпигенетических стадий, разделенных кризисами, которые являются переломными моментами в развитии человека.
На первой стадии, стадии младенчества, основную роль в жизни ребенка играет мать, так как именно она ухаживает за ним, кормит его, дает ему ласку и заботу.
Тогда у ребенка возникает базовое доверие к миру, которое проявляется в хорошем сне ребенка, легкости его кормления, хорошей работе кишечника, умении спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Мать оказывает значительное влияние на развитие доверия ребенка. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, он в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Если в это время ребенку недостает эмоционального общения, то его психическое развитие нарушается, происходит его замедление.
Во время мышечно-анальной стадии (от 1 до 3 лет) возникают автономия и независимость или стыд и сомнение, у ребенка вырабатывается сила воли, он обучается контролировать функции своего организма при дефекации. Под влиянием общества и родителей ребенок приучается к аккуратности и опрятности. Под влиянием социального неодобрения ребенок начинает ощущать возможность наказания, у него формируется чувство стыда. По окончании данной стадии у ребенка должно выработаться равновесие между автономией и стыдом. Положительное соотношение будет вырабатываться в том случае, если родители не подавляют желания ребенка и не применяют физические наказания.
В возрасте 3–5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этой деятельности у ребенка развивается умение взаимодействовать с другими людьми, возникает понятие цели действия, у него происходит развитие психических процессов и характеристик: воли, мышления, памяти и т. п. В случае сильного подавления родителями ребенка, невнимания к его играм у него могут закрепиться неуверенность, пассивность, а также чувство вины.
В младшем школьном возрасте (6—11 лет, четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи. Теперь в рамках школы происходит приобщение ребенка к знаниям о будущей деятельности. В латентном периоде у инициативного ребенка возникает чувство компетентности, развивается трудолюбие. Если у ребенка неудачи в учебной деятельности, то это приводит к появлению и даже закреплению неверия в свои силы, чувства своей неполноценности или отчаяния, к потере интереса к учебе. У ребенка с чувством вины вместо чувства компетентности развивается комплекс неполноценности и чувство некомпетентности, при этом важным является условие, чтобы родители помогли ему преодолеть школьные трудности. В том случае, если родители только ругают и наказывают ребенка за плохие отметки, чувство неверия в свои силы и неуверенности может закрепиться у ребенка на всю жизнь.
Смотрите также
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Результативность воспитания военнослужащих и в целом военно-педагогического процесса
обусловлена учетом индивидуальных и групповых особенностей, категорий военнослужащих
и, соответственно, диффере ...
Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а
детям - счастливыми детьми
Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём.
И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, — это наша родительская
любовь. Мы — их земное начало начал, мы ...
Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность,
где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего.
Но, оказывается, крохотные д ...