Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащих
Военная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащих
Страница 2

Для улучшения формирования знаний, восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные, обонятельные, вибрационные и др. Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается. Например, если офицер, объясняя последовательность включения радиостанции, покажет это на самой станции, а затем предоставит возможность каждому из обучаемых проделать такую последовательность действий самим, воспринятые воинами знания будут значительно ярче и прочнее, чем это происходит при одном только устном объяснении.

Представляя обучаемым материал для восприятия при организованном наблюдении, слушании речи, чтении текста комбинированным способом (при сочетании первых трех вариантов), важно учитывать, что при восприятии учебного материала военнослужащий может удерживать в своем внимании примерно 6–9 различных элементов или информационных блоков. Все остальное выступает в качестве определенного фона и нередко затрудняет восприятие информации. Поэтому, если учебный материал содержит большое количество элементов (например, боевого порядка подразделения), лучше применять специальные приемы: выделять главное, использовать подчеркивание, цвет, предложить обратить особое внимание и др.

Изучаемый военнослужащими теоретический и практический материал необходимо строго дозировать, применяя такие формы подачи, которые максимально концентрировали бы внимание на главном. Так, в ходе исследований установлено, что в ряде случаев наиболее удачной формой сообщения учебной информации при подготовке к операторской деятельности будет графическая. Она позволяет представить только существенную, с точки зрения функций оператора, информацию и реализовать полноту, четкость и дифференцированность ориентировочной основы практической деятельности воина-специалиста.

Важнейшее условие продуктивности восприятия – его активность. Поэтому перед рассмотрением любого вопроса необходимо показать значимость его для деятельности, актуальность, раскрыть связи с уже известным материалом, а также практическим опытом обучаемых. Изучаемый материал воспринимается более продуктивно, если он излагается как проблема.

Осмысление – более активная и целеустремленная деятельность, чем восприятие. Оно связано с постановкой вопросов и поисками ответов на них, с привлечением уже имеющихся знаний данной теме.

Согласно рассматриваемой концепции, осмысление – это целенаправленная мыслительная деятельность человека по пониманию учебной информации, усвоению сообщаемых в ней понятий, связей и отношений между ними. В результате он приобретает знания-репродукции , дающие возможность в дальнейшем воспроизводить учебный материал.

Осмысливая информацию, обучаемый усваивает понятия, законы (т. е. связи между явлениями и понятиями). Эта деятельность представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление «работает» только тогда, когда в сознании есть для этого необходимая основа в виде некоего количества представлений, понятий, фактов, примеров и др. Специальные исследования показывают, что осмысленного материала военнослужащий способен усвоить в 15–20 раз больше, чем неосмысленного. Для активизации данного процесса важно, чтобы материал был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.

Материал целесообразно излагать в форме рассуждений, доказательств, постановки проблемных вопросов, побуждения обучаемых проводить аналитико-синтетическую работу в процессе занятий. Вдумчивое осмысление – это глубокое понимание изучаемого (важнейший этап на пути превращения знаний в убеждения). Следовательно, побуждение воинов глубоко осмысливать изучаемое, развитие у них соответствующих умений, целеустремленное руководство этой специфической мыслительной деятельностью выступает необходимым условием повышения воспитательного и развивающего эффекта процесса обучения.

В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление, сохранение в памяти, на что направлен этот психический процесс. У него есть разновидности: непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...