Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащихВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащихСтраница 6
Главное достоинство ассоциативно-рефлекторной концепции обучения – возможность усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны помочь решению практических задач. Образно говоря, подготовленный в рамках данной концепции специалист много знает, но мало умеет. В последние годы был разработан целый ряд активных форм и методов обучения, существенно повысивших ее (концепции) эффективность.
Эффективное усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие интеллектуальных качеств зависит не только от познавательной активности обучаемых воинов, но и от накопления ими конкретных приемов и способов профессиональной деятельности. В этом плане наибольший эффект дает обучение военнослужащих на основе концепции поэтапного формирования умственных действий
.
В ее разработке активное участие приняли известные ученые-психологи А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и др. Применительно к обучению военнослужащих отдельные положения концепции разрабатывали военные ученые Б. Ц. Бадмаев, Э. Н. Коротков, С. И. Съедин, А. А. Малышев и др.
В целом данная теория опирается на положения, сформулированные известными советскими психологами Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым, о своеобразии умственных действий. Суть ее в том, что человек в процессе своей деятельности постоянно переносит и преобразует внешние действия (с материальными предметами) во внутренние, умственные (в мысленное представление, или, как говорят психологи, во внутренний план). Усвоение знаний, навыков и умений происходит благодаря такой интериоризации. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему развитию в виде сформировавшихся знаний, навыков, умений.
Принципиальный смысл методов, основанных на данной концепции, заключается в том, что процесс усвоения знаний и формирования соответствующих навыков и умений протекает в ходе овладения определенной деятельностью (выполняю действия – получаю нужные знания о них). Поэтому основным в обучении будет не предварительное заучивание знаний для последующего их применения, а овладение определенными действиями (умственными, сенсорными, двигательными), с помощью которых закрепляются в памяти и знания, необходимые для выполнения самих этих действий.
Следовательно, фаза предварительного накопления знаний исключается. Вводные лекции, рассказы и т. д. будут играть мотивирующую и установочную роль и в общем объеме занимать мало места. Основу в таком обучении образует практическая реализация.
Всякое действие рассматривается как сложная система, состоящая из нескольких частей: ориентировочной (управляющей), исполнительной (рабочей) и контрольной (результативной). Ориентировочная часть обеспечивает отражение всех условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная осуществляет заданные преобразования в объекте действий. Контролирующая отслеживает ход выполнения действия и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей. В различных действиях все перечисленные части обязательно присутствуют, хотя и имеют различный удельный вес.
Каждое действие характеризуется определенными параметрами: формой совершения; мерой обобщенности; мерой развернутости; мерой самостоятельности; мерой освоения и др.
Авторы этой концепции особое внимание уделяют ориентировочной части, позволяющей тут же выполнить исполнительную часть деятельности, вначале очень медленно, но правильно.
Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий, развитие умственных способностей военнослужащих зависят от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД представляет собой текстуально или графически оформленную модель, порядок выполнения изучаемого действия и систему условий для его успешного осуществления. Пример наиболее простой ООД – инструкция по эксплуатации какого-либо прибора, операционная карта, используемая при регулировке различных технических систем. В ней обычно подробно описывается когда, что, где и как сделать.
Существенное отличие методов поэтапного формирования от традиционной системы обучения заключается в том, что на первый план методической подготовки преподавателя к занятиям выдвигается разработка схемы ориентировочной основы действия (ООД), заучиваемой внешним образом. Эта материальная (предметная) или материализованная (на основе моделей, топографической карты и т. п.) схема ООД должна быть в ходе поэтапного освоения действия перенесена в мыслительный план, который называют оперативным планом мышления (ОПМ).
Смотрите также
Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах,
мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено —
это успокаивает. Приятно осознав ...
Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...