Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащих
Военная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащих
Страница 5

На втором этапе формирования воинского мастерства возникают начальные умения , т. е. первичное самостоятельное применение приобретенных знаний на практике. Получив представление о тех или иных действиях в результате объяснений офицера (командира, инженера, преподавателя), военнослужащий начинает выполнять их самостоятельно. При этом он может использовать инструкции, осознанно контролируя и корректируя каждую выполняемую операцию. Его действия вначале могут получаться робкими, неуверенными, медленными, неточными.

На третьем этапе – в процессе упражнений под руководством преподавателя – такие умения превращаются в простые навыки (несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, сознание при этом выполняет лишь функцию контроля). Простыми могут быть, например, навыки изготовки к стрельбе, прицеливания, нажатия на спусковой крючок, навыки запуска двигателя, переключения передач, поворота машины при движении. Они возникают, как правило, в результате повторения отдельных приемов.

На четвертом этапе формирования воинского мастерства – в процессе упражнений – простые навыки объединяются в сложные действия, неоднократное повторение и закрепление которых ведет к образованию сложных навыков . Это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро.

Такие навыки освобождают сознание от постоянного напряжения и контроля над выполнением сложных действий, дают возможность сосредоточиться на решении поставленных общих целей. Они позволяют экономить энергию нервной системы, совершать действия четко и высококачественно.

Необходимо отметить, что в результате автоматизации действий помимо навыков образуются и привычки – осознанная потребность в том или ином действии. Если навыки предполагают лишь умение что-либо сделать, то привычка заключается еще и в стремлении, в потребности совершать те или иные действия.

На основе знаний, начальных умений, простых и сложных навыков – на пятом этапе – формируются сложные умения : представляющаяся возможность творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях воинской деятельности.

Если навык характеризуется усвоением сложного действия, совершаемого неоднократно, но в более или менее одинаковых условиях, то сложное умение – деятельностью в таких условиях, в которых еще не приходилось действовать. Военнослужащий при этом грамотно работает на основе творческого использования личного опыта, благодаря гибкости и самостоятельности ума. Сложные умения ярко проявляются в нестандартной ситуации, например если военнослужащий умело устраняет в каком-то блоке неисправность, которая в процессе обучения не встречалась. Всесторонне используя свои знания, умения, опыт, проявляя высокую сообразительность, он отыскивает причину неисправности и устраняет ее.

В целом структурные группы основных компонентов воинского мастерства военнослужащих можно представить в следующем виде:

знания-начальные умения-простые навыки-сложные навыки-сложные умения

Характерная черта ассоциативно-рефлекторной теории обучения – направленность на активизацию познавательной деятельности и умственное развитие военнослужащих, формирование у них самостоятельного творческого мышления. Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные навыки и умения и развивать способности.

На базе ассоциативно-рефлекторной концепции сформировались следующие виды обучения:

объяснительно-иллюстративное, делающее упор на репродуктивной (т. е. воспроизводящей) мыслительной деятельности обучаемых; осуществляется с помощью традиционных методов обучения;

проблемное, основанное на поисковой мыслительной деятельности обучаемых;

суггестопедия (от слова «суггестия» – внушение), предполагающее эмоциональное внушение, во сне или с помощью гипноза (Г. К. Лозанов).

Последний вид может применяться только для освоения определенных специальностей (например, при изучении иностранных языков), он требует весьма высококвалифицированных специалистов в этой области и поэтому распространения не получил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей? • Как предупредить п ...

Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости седин Мы созданы. А что мы создадим? Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...