Единство слова и дела, научной теории и практики, воспитания, самовоспитания и перевоспитания, согласованность, преемственность и стимулирование воспитательных воздействий
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Единство слова и дела, научной теории и практики, воспитания, самовоспитания и перевоспитания, согласованность, преемственность и стимулирование воспитательных воздействий
Страница 1

Один из важнейших принципов воспитания – обеспечение в процессе воспитательной деятельности единства слова и дела, научной теории и практики .

Он отражает психологические и собственно педагогические закономерности, проявляющиеся в сфере «Я–концепции», во взаимоотношении людей, а также такие феномены психологии, как заражение, подражание, отражение. Особое воспитательное значение рассматриваемый принцип имеет в системе «воспитатель–воспитанник», «начальник– подчиненный». Научными исследованиями и воспитательной практикой доказано, что если воспитатель (командир, начальник) достигает этого единства, многие задачи формирования и развития личности, воспитания дисциплинированности, чувства долга, чести, совести, ответственности решаются эффективнее.

Традиционно в российской армии считалось, что верность слову для офицера – закон жизни, важнейший показатель чести, профессионально-этической культуры командира, начальника. «Сказал – сделай; не можешь сдержать слова, то объяснись и извинись». Верность слову культивировалась в среде русских офицеров, на страже ее соблюдения стояло офицерское собрание.

Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий как принцип воспитания отражает закономерные связи его с опытом прошлого, влиянием семьи, школы, среды, в которой формировалась личность военнослужащего, а также целенаправленные согласованные действия всех категорий воспитателей в условиях армейской жизни, соблюдение преемственности в период воинской службы.

Данный принцип предполагает единство воспитательных воздействий, оказываемых школой (учебным заведением), семьей, производством (если военнослужащий ранее трудился), армией; единство усилий всех воспитателей и начальников, в подчинении которых военнослужащий находится; согласованность разнообразных факторов воспитывающей среды, среди которых – взаимоотношения в коллективе, личный пример воспитателей, педагогический эффект проводимых занятий и мероприятий, стиль общения, моральный и профессиональный авторитет воспитателя и т. д.

Важное правило рассматриваемого принципа – соблюдение и обеспечение на практике единства уставных требований к военнослужащим со стороны всех категорий начальников.

Важен для решения задач формирования и развития личности военнослужащего принцип единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания , отражающий их закономерную взаимосвязь и взаимообусловленность в целостном педагогическом процессе. Однако такое единство предполагает и относительную самостоятельность каждого из указанных педагогических явлений, которым свойственны специфические задачи, особые педагогические средства и приемы влияния и воздействия на психологию объекта воспитания. Самовоспитание и перевоспитание рассматриваются как функции процесса и как особые виды человеческой деятельности, направленные на самосовершенствование личности военнослужащего, на устранение негативных качественных характеристик, отрицательных привычек, отклоняющегося от соответствующих норм поведения.

Принцип целенаправленного стимулирования воспитательной деятельности отражает зависимость эффективности любого труда, его качества от того, как его оценивают, насколько своевременно и целенаправленно поощряют. Устойчивых высоких результатов добивается тот, кто любит свой труд, если он объективно оценивается и стимулируется как морально, так и материально. Форм и видов такого стимулирования много.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка. В первом случае вы, понятно, приде ...

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...

Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...