Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащих
Военная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Основные концепции обучения, применяемые в подготовке военнослужащих
Страница 8

Третий этап – внешнеречевой , когда обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. При этом происходит их дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация. Поэтому необходимость в ориентировочной основе действия (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь военнослужащего.

Выполняя каждую операцию, обучаемый ее проговаривает, как и на втором этапе, но уже без схемы ООД (если нужно, может подсмотреть в нее). Внешние признаки завершения этого этапа таковы: значительный рост скорости выполнения усваиваемых действий; озвучивание каждой операции начинает мешать выполнению действий; обучаемый перестает проговаривать их вслух одну за одной, делает это «про себя», т. е. переходит к четвертому этапу.

На четвертом этапе действие проговаривается только про себя . Доказано, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно. Речь, произносимая вслух и громко (последняя внешняя опора), заменяется внутренней, при этом и она все больше сокращается: по мере ускорения действий полные их именования заменяются самим обучаемым на «это», «теперь», «раз», «два» и т. д. Перед выполнением каждой операции обучаемый мысленно ориентируется в структуре предстоящего действия.

На этом этапе правильность выполнения операций можно контролировать только по исполнительной части действий и по периодическим докладам обучаемого, если они предусмотрены боевой работой.

Завершается процесс усвоения пятым этапом (умственным), т. е. переходом действия во внутренний план. Это сокращение и автоматизация действия до такой степени, что обучаемый способен мысленно воспроизвести его в свернутом виде, т. е. во внутренней речи, – оно в ней и формируется.

Обучаемый выполняет операции сноровисто, быстро, слитно, проговаривание каждой из них, пусть даже и «про себя», все больше мешает ему, и поэтому он заменяет его бессистемным (по собственному произволу) проговариванием то отдельной операции, то какой-то группы или совсем прекращает переводить выполняемое в слова.

На заключительном этапе ориентировочная часть действия настолько автоматизируется, что проговаривание про себя начинает тормозить выполнение. Военнослужащие автоматически совершают отрабатываемое действие, даже мысленно себя не контролируя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие сократилось, перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала; следовательно, формирование действия завершилось.

Признаки высокого уровня сформированности осваиваемых действий таковы: ориентировочная и исполнительная части действий выполняются автоматически; внешняя схема ООД полностью перешла в оперативный план ОПМ, став знанием освоенного действия.

Контроль над реализацией действия осуществляется по чувству правильности его выполнения: для двигательных навыков, например, на основе мышечно-двигательных, осязательных, слуховых и других ощущений; для умственных навыков – возрастает роль интуиции. Действия выполняются без зрительного контроля и без непосредственного участия сознания, оно «на страже» и мгновенно привлекается только для устранения задержек.

Эффективность обучения военнослужащих на основе концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий зависит от соблюдения ряда условий. Среди них – конкретное описание конечного результата действия и его характеристик; выбор задач и упражнений, обеспечивающих формирование нужного действия; точное определение порядка выполнения всех исполнительных и ориентировочных операций, входящих в действие; правильность и полнота ориентировочной основы.

Результаты проведенных исследований, войсковая практика свидетельствуют, что наилучшие результаты обучения на основе данной концепции получены в подготовке воинов-связистов, операторов, автомобилистов, эксплуатационников и других специалистов, деятельность которых достаточно алгоритмизирована и поддается подробному описанию. Высокий результат в обучении возможен прежде всего за счет четкого и обобщенного показа образца – как нужно выполнять конкретные действия. Это экономит время на поиск решения задачи, ведет обучаемого самым коротким путем к достижению учебной цели, позволяет алгоритмизировать мыслительную деятельность.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Кризис трехлетнего возраста
— Уходи от меня, я с тобой не дружусь. Щас как зареву на тебя! Два кризиса вы уже пережили (кризис новорождённости и кризис первого года жизни). Впрочем, в суете и бесконечных заботах о физическом ...

ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. ...

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...