Методы обучения военнослужащихВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Методы обучения военнослужащихСтраница 3
В рассказе используются приемы:
•
повествование (последовательное, логически связанное изложение);
•
описание (словесная передача внешнего вида и устройства технических объектов, хода событий);
•
рассуждение (использование обобщений, суждений, умозаключений).
Рассказ на занятии может длиться 10-40 минут.
Лекция
– развернутое теоретическое сообщение, изложение ряда связанных между собой вопросов по определенной теме с их научным анализом, обобщением, доказательствами, заключением и выводами.
Лекция как метод обучения представляет собой углубленное изложение крупных теоретических и практических проблем. В данном методе обучения военнослужащего органически сочетаются такие приемы, как описание, повествование, доказательство, объяснение фактов и примеров, обобщение и выводы.
Лекция – форма обучения личного состава, предназначенная для систематизированного представления военнослужащим конкретного дидактического блока учебного материала, необходимого для военно-профессионального становления. В ходе реализации данной формы дается глубокий и систематизированный анализ истории изучения и решения военно-профессиональных ситуаций, проблем и задач. Показывается место и роль данного учебного материала в подготовке военного специалиста в подразделении.
Как правило, на лекции раскрывается 2-3 вопроса в течение 2 часов.
Можно выделить следующие основные типы лекций:
1) вводная посвящается характеристике структуры изучаемого предмета, раскрытию его задач и основных проблем; в ходе лекции проводится небольшой исторический экскурс, ставятся задачи на период обучения по овладению необходимым объемом знаний;
2) лекция по теме включает основную информацию по материалам какой-либо определенной темы с соответствующими заключениями, выводами, рекомендациями;
3) заключительная предусматривает сведение в единую систему информации по разделу какого-либо учебного предмета или по предмету в целом. При этом делаются заключения и выводы, даются рекомендации;
4) проблемная посвящается какому-либо узловому вопросу, проблеме, характерной для учебной дисциплины;
5) обзорная включает материалы по ряду основных наиболее сложных вопросов нескольких тем, по разделу, с рекомендациями об изучении остальных вопросов.
Успешность применения метода устного изложения материала зависит от соблюдения ряда условий и требований, связанных с принципами обучения:
•
системность изложения, активизация внимания на узловых вопросах, связь с последующей информацией, наличие заключения, выводов;
•
научность представляемых сведений, оперирование материалом, основанным на научных данных и фактах, новых исследованиях;
•
убедительность, аргументированность сообщаемой информации, доказательства, а не декларирование, обсуждение фактов и выводов;
•
наличие новых сведений, ранее не известных обучаемым;
•
проблемность, воссоздание проблемных вопросов, требующих поиска ответа как с опорой на ранее усвоенные знания, так и на здравый смысл и общие принципы логики, закономерности познания;
•
акцентирование внимания на воспитательной стороне обучения;
•
эмоциональность, занимательность изложения, особенно при изучении узловых вопросов;
•
простота и ясность речи, достижение взаимопонимания с аудиторией, не следует злоупотреблять сложной терминологией;
•
хорошая техника речи, темп умеренный (70-80 слов в минуту), интонирование при изложении узловых вопросов, паузы между словами, предложениями, особенно при акцентировании внимания на важной информации.
Успешность применения метода устного изложения материала в большой мере зависит от того, насколько глубоко знает его преподаватель, каковы его опыт, методическое мастерство, умение заинтересовать материалом, стимулировать познавательную деятельность. Важную роль играет знание аудитории, ее запросов и возможностей в познавательной деятельности, а также заинтересованность обучаемых в получении соответствующих знаний, их активность.
В войсковой (флотской) практике широко используется метод обсуждения изучаемого материала. Он реализуется в обучении, боевой и общественно-государственной подготовке военнослужащих в виде бесед, семинарских и групповых занятий.
Смотрите также
Сколько жизней и детств на свете?
Почему комиксы? Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни? О том, что такое
жизнь по-российски Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей
Влияние литературной традиции на воспит ...
Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру.
Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит
в «большую жизнь»: школа, друзья, ...
Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности
следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить
запасы энергии, запастись новым ...