Методы обучения военнослужащихВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Методы обучения военнослужащихСтраница 4
Беседа –
способ вооружения обучаемых знаниями благодаря обсуждению заранее поставленных вопросов, кратким ответам воинов на заранее известные вопросы.
Беседа – это диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо военнослужащим или близко к их жизненной практике. Таков один из основных видов обсуждения учебного материала и в то же время своего рода упрощенный вариант семинара: он применяется главным образом в обучении военнослужащих с низким и средним уровнем теоретической подготовки.
Цель беседы – углубление и систематизация ранее полученных знаний, закрепление новых понятий и представлений в ходе рассмотрения изученного. Кроме того, осуществляется также контроль и самоконтроль, у обучаемых развиваются навыки устного изложения, повышается уверенность в своих знаниях и способностях.
Можно выделить следующие виды бесед:
1) развернутая : упор делается на свободный обмен мнениями, живую полемику, высказывание различных точек зрения. В процессе развернутой беседы в наибольшей мере формируются навыки и умения высказывать и отстаивать свое мнение, дискутировать и общаться. В заключение обсуждения преподаватель подводит итоги;
2) контрольно-проверочная : ее основная цель – проверка усвоения пройденного учебного материала;
3) сообщающая (эвристическая ): сообщается информация и ставятся вопросы, заставляющие обучаемых самостоятельно прийти к правильному выводу.
Перечисленные виды бесед могут применяться как часть классно-групповых и семинарских занятий, а также как самостоятельные формы текущей проверки и закрепления учебного материала.
Беседа начинается, как правило, со вступительного слова преподавателя, в котором он раскрывает значение темы, задачи, акцентирует внимание обучаемых на узловых вопросах, может поставить перед группой проблему.
Полемика должна вестись по узловым аспектам, чтобы не уходить в сторону от основной темы беседы. Обсуждению подлежит материал, с которым аудитория в достаточной мере ознакомлена. Нецелесообразно полемизировать по тем вопросам, по которым нет фактических знаний и собственных мнений. В таких случаях обсуждение может превратиться в поверхностную словесную перепалку.
Вопросы в беседе нужно ставить в соответствующей логической связи, чтобы они были как звенья в единой цепи освоения изучаемого.
На основе внутренней логики учебного материала в процессе беседы весьма целесообразно опираться на живые примеры из жизни подразделений, из общественной жизни, внутри– и внешнеполитические события. Задача руководителя занятия состоит также в том, чтобы не допустить развития беседы по такому направлению, когда все сводится к простому изложению фактов без обобщений и без элементов полемики. Многое здесь зависит от правильной постановки вопросов, своевременных наводящих уточнений, реплик.
Для обеспечения успешности беседы основные ее вопросы должны подготавливаться заблаговременно. Целесообразно написание воином краткого конспекта выступления с отражением основных положений, чтобы поддержать логическую нить изложения, с приведением соответствующих цитат, положений. В то же время нельзя допускать превращение выступления в зачитывание конспектов. Необходимо добиваться от выступающих грамотной ясной речи. Важно, чтобы в процессе беседы ее участники не только систематизировали старые знания, но и получали новые в виде обобщений того фактического материала, который накопили ранее.
Применение педагогических приемов должно быть направлено на активизацию обучаемых, на организацию живой полемики.
При использовании метода беседы особо важную роль играет подведение итогов обсуждения, разбор выступлений, общее заключение. Необходимо не только дать объективную оценку ответам, но и проанализировать основные ошибки, вскрыть их причины, сделать обобщения, краткие выводы и поставить задачи к следующему занятию.
Таким образом, условиями успешности проведения беседы следует признать:
•
направленность на конкретную тему, на узловые вопросы;
•
обсуждение материала, который в определенной мере уже усвоен;
•
свободный обмен мнениями, полемику, но направляемую в нужное русло (при необходимости преподаватель полемическими примерами, умелыми вопросами подводит к правильным выводам);
Смотрите также
Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации.
Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте,
сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...
Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку»
и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга.
2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...
О жизни по телевизору
Как научить ребенка смотреть телевизор? Чем телевидение завораживает детей? Как
влияют телевизионные образы на детей? С какого возраста детей можно оставлять у
телевизора без присмотра взрослых? • ...